Консультация для педагогов

Тема: «Интегрированная НОД в детском саду»

                                             Старший воспитатель: Корзухина О.В.

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Наш детский сад работает по программе «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, и мы знаем, что она ориентирована на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.  Программа является современной интегрированной программой, которая реализует деятельностный подход к развитию ребёнка. Она построена по принципу комплексно – тематического построения образовательного процесса. Этот принцип отражён в подходах к организации жизнедеятельности ребёнка. Опираясь на федеральные государственные требования и программу «Радуга», мы спланировали комплексно – тематическое планирование, которое предразумевает использование интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности…», интегрированное обучение,  дает возможность сократить количество НОД, освободить время для самостоятельной и игровой деятельности, увеличить время, отведённое для прогулок. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Интегрированная НОД представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на НОД «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: - ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.

НОД интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

  • социальные, в том числе нравственно-этические;
  • эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;
  • логико-математические;
  • естественно-научные.

Это хорошо видно на примере НОД «Сказочная птица-лебедь» (для детей 6-7 лет). Здесь даются:

  • естественно-научные знания: об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам.
  • социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру.
  • эмоционально-чувственные: идёт разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию.
  • художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь».

Продуктивная деятельность – дети рисуют летящих лебедей.

Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы, так теме «Нос» посвящено занятие «Путешествие в Носарию».

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос», но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу». Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этой НОД была работа по валеологии, где шёл разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своими носом.

В заключение дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.

НОД, построенная на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этой НОД у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Тематика НОД разнообразна.

НОД «Репортаж с золотого луга» - посвящено мёду, «В гостях у пряничных человечков» - изготовлению пряников, «Автосервис» - транспорту. На такой НОД происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одной НОД могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другой – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение НОД даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждой НОД надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированной НОД.

НОД не имеет чёткой структуры, но имеет отличительные особенности:

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
  • свободное размещение наглядного материала;
  • смена динамических поз;
  • привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Например, на НОД  «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математического характера, а с воспитателем ИЗО дети выполняли коллективную аппликацию «Космическое пространство».

Например, на НОД «Строительная фирма» закрепляются знания о людях, работающих на стройке, о машинах, помогающих им; у родителей формируются объективные оценивания своего ребёнка. НОД строилось таким образом – задания давались и детям, и родителям, каждый выполнял, а потом рассказывал о своих результатах. Так детям нужно было назвать и разложить в правильной последовательности этапы строительства дома, а родителям разгадать кроссворд, где ключевым словом было слово «стройка».

Другое задание предлагалось следующим образом: дети рисовали чертёж задания, а родители на основе его строили дом из деталей конструктора.

Такая совместная НОД вызывает у детей чувство гордости за своих мам и пап, желание показать свои умения, находчивость и смекалку.

Совместная детско-родительская НОД наталкивается на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности вне НОД, и выражается это в форме проведения тематических недель, в организации и проведении которых участвуют воспитатели, дети и родители. Так например, из опыта работы Д/с г. Кургана одной из таких недель стала неделя «Слава хлебу на столе». В группе был оборудован центр «Кулинария», где были выставлены хлебобулочные изделия, разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. На протяжении всей недели проходила НОД на тему хлеб, «В некотором царстве в хлебном государстве», «О том, как хлеб на стол пришёл», «От зёрнышка до булочки». Это было своеобразное погружение в тему. В рамках этой недели проводились конкурсы знатоков поговорок и пословиц о хлебе, конкурс рисунков. Мамы показали своё мастерство в выпечке.

Ежедневно в центре «Кулинария» совместно с родителями дети учились стряпать разнообразные хлебобулочные изделия, часть из которых была представлена на празднике «Пирожки и булочки».

Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей со стороны родителей.

Изучая опыт Д/с г. Кургана я прочитала, что Д/с работал  по данной теме третий год, и теперь уже сделать некоторые выводы:

1.НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2.У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3.Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4.Интегрированная НОД объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5.Такая НОД способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6.Интеграция помогает сократить количество НОД, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz