"Советы логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста"

Примерный перечень заданий по развитию лексики и грамматики для выполнения дома.

1. Занимаясь с ребенком лепкой, рисованием, конструированием и другими видами деятельности, нужно задавать вопросы уточняющего характера. Например, игра конструктором. Посчитать детали (1 кирпичик, 2 кирпичика...5 кирпичиков), акцентируя внимание на окончаниях слов. Спросить, какие кирпичики на ощупь (гладкие, шершавые, шероховатые и т.д.), из какого материала изготовлены (пластмассовые, железные и т.д.). Таким образом наполняем словарь ребенка прилагательными: качественными, относительными, притяжательными (детский конструктор). Кроме того, в игре можно и нужно развивать умение оречевлять свои мысли. Например: ребенок предлагает построить город. Чтобы второму игроку (родителю) было понятнее, рассказывает сколько каких деталей нужно взять для возведения домов (высоких и низких). Описывает расположение построек, способы поставки строительного материала (конструирование можно расширить сюжетно-ролевой игрой — грузовые машины осуществляют доставку, подъемный кран разгружает). В игре ребенок чувствует себя непринужденно, свободно, испытывает массу положительных эмоций, поэтому ему легче подбирать нужные слова и модели предложений для передачи своих мыслей.

2. Порой родителям сложно выделить время для занятий с ребенком дома в отведенном для этого месте по ряду причин. Но с ребенком все равно нужно заниматься. Предложенные задания можно выполнять и на улице, и дома в обиходно-бытовой ситуации. Детям очень нравится совместная деятельность с родителями. Поэтому можно устроить какое-нибудь интересное занятие и для взрослых, и для детей. Например, приготовить интересные кормушки для зимующих птиц. Для этого замачивается: пшеница, овес, греча, горох, ячмень и т.д. Параллельно с ребенком нужно повторить название используемого материала, обратить внимание на словарь глаголов. Выбирается форма, куда помещаются замоченные горох, пшеница, овес и т.д., заливаются водой и в морозилку до состояния льда. До того, как все застынет, в зерновые кормушки нужно поместить нитяные петельки, чтобы повесить полученное на ветки деревьев. Таким образом, в процессе выполнения кормушек ребенок припоминает не только название зерен, но и птиц, деревьев, на которых будут красоваться кормушки. После завершения работы по изготовлению, ребенку легче вспомнить последовательность действий с предметами, что благоприятно отразится на качестве изложения мысли.

Зачем ребенку нужен логопед???
Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи.
Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.

Когда же стоит обратиться к логопеду?
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка.
1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2,5-3 года не говорит или мало говорит.
2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п.
6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
8. В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.
Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3х лет.

Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома:

1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно, логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.
4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение 10 минут. Ее необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
5. На занятиях по развитию речи логопед использует иллюстративный материал, отображающий лексическое наполнение темы. Поэтому, если возможно, можно подобный дидактический материал приобрести в книжном магазине для домашнего пользования. В дальнейшем данные пособия помогут при выполнении заданий по развитию речи, рекомендованные логопедом.
6. Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление правильного навыка произношения того или иного звука. В них представлен речевой и иллюстративный материал.
Самые главные помощники для логопеда — заботливые и внимательные родители.

Учитель-логопед: М.М.Сапильникова

«Поиграй со мной!»

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приём у врача и пр.

«Первый звук» Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов» Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч-чемодан-нос-санки-игла-абрикос и т.д.)

«Назови одним словом» Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, сосна, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).

«Скажи наоборот» Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, смеяться и т.п.), а ребёнок  подбирает к ним слова с противоположным значением.

«Отгадай» Взрослый описывает предмет, а ребенок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.

«Подбери как можно больше слов» Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик и т.п.)

«Делим слова на части» Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма-га-зин, в слове три части)

«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка)

«Придумай рифму» Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму. (Например: палка – галка, скакалка и т.п.)

«Как читать детям»

1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4.Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5.Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6.Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.

7.Прививайте ребёнку с детства любовь к книге,  бережное

МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК

Благодаря рисованию у малышей развиваются творческие способности, цветовосприятие, глазомер и мелкая моторика. Дети с удовольствием рисующие, раньше сверстников начинают читать и писать. Рисование является одним из самых любимых и увлекательных занятий.

Детские рисунки нередко используют как элемент диагностики, а процесс рисования – в качестве терапии.

Первые занятия рисованием с ребенком

Начинать лучше с рисования пальчиковыми красками. Они просты в использовании, малышу не надо удерживать определенное положение пальцев и регулировать силу нажима, как при рисовании карандашом или мелком. А вот с года можно предлагать карандаши, восковые мелки, фломастеры. Для начала родители могут показать ребенку, как оставлять на листе бумаги следы в виде линий или точек. Когда малыш попробует что-то изобразить сам, очень важно поддержать его одобрением и восхищением. Если ребенок не заинтересовался рисованием, лучше на время отложить это занятие на несколько дней или недель.

На чем  рисовать?

Для первых упражнений в рисовании лучше всего подходит бумага формата А4 — и скрепленная в альбомы, и в виде отдельных листов. Можно использовать также цветную бумагу, не слишком ярких натуральных цветов. 
Для совсем маленьких художников достаточно набора из шести цветных карандашей; по мере взросления ребенка палитра должна становиться богаче. Детям старше года можно доверить фломастеры с толстым кончиком, на водной основе, следы от которых легко смываются. Пальчиковые краски очень удобны и для малышей, еще не умеющих обращаться с кисточкой, и для детей постарше. Цветные мелки подходят для рисования на бумаге и на асфальте – их использование не требует физических усилий.

Подготовка к рисованию

Психологи рекомендуют не запрещать ребенку пачкать руки во время рисования, и даже не призывать его к аккуратности – такие ограничения мешают развитию фантазии и уменьшают радость от рисования. 
Лучше переодеть ребенка в одежду, которую не жалко испачкать, или раздеть вовсе, а место для рисования выбирать с учетом того, что могут остаться следы краски. Стол или пол можно укрыть целлофаном, клеенкой или газетами. Маме или папе нужно быть готовыми к тому, что увлекшегося малыша после рисования придется мыть.

Нужно ли рисовать «по правилам»?

В младшем возрасте от ребенка не следует ждать шедевров. На этом этапе важно, чтобы малыш получал удовольствие от самого процесса рисования, учился выбирать, сочетать и комбинировать цвета, проводить линии, рисовать простые фигуры, закрашивать и штриховать. Важно положительно оценивать любые попытки рисования, чтобы поддержать интерес ребенка, не предлагать ему помощь, чтобы получилось «красиво» и не призывать к реалистичности рисунков.

Раскраски

Картинки-раскраски очень нравятся малышам. Поначалу родители могут сами рисовать простые картинки для раскрашивания — яблоки, грибочки, цветы; затем предлагать готовые альбомы для раскрашивания. Для детей младшего возраста лучше покупать раскраски с плотной бумагой, где
на одном листе крупно изображен всего один предмет, обязательно хорошо знакомый ребенку. Контуры у рисунков для малышей должны быть достаточно широкими, чтобы облегчить раскрашивание.

Воспитатель изодеятельности: ТОМИЛОВА А.Я.

ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Выпал первый снег, а значит пора вставать на лыжи вместе с детьми. Стоит ли их вообще пытаться ставить малыша на лыжи - или подождать до школы? Терпеливые мамы и папы вполне могут научить своих деток ходить по лыжне, и не просто топать, а даже скользить! Если у мамы хватит терпения каждые 5 метров то надевать малышу лыжи, то их снимать, то катать его, то играть без лыж, то скоро ваш малыш научится кататься весьма уверенно. Многие дети интересуются лыжами, и готовы даже по квартире ходить в лыжах, и в этом нет ничего страшного. Пусть тренируются! Если ваши соседи не возражают против такого топота, то дайте детям такую возможность - пусть тренируются.

Ну что? С лыжами освоились уже в квартире? Теперь пора выйти на снег. 

Не удивляйтесь, если сначала малыш будет не скользить, а топать лыжами по лыжне - для первого раза это тоже хорошо. Пусть освоится с лыжами, пусть привыкнет к ним! Потом научите ребенка двигать ноги по лыжне, не поднимая их. Можно попробовать перед каждой лыжей положить по цветному теннисному мячику - и попросить малыша толкать мячики то одной лыжей, то другой. 
Оптимальная температура для первых лыжных прогулок: -3 - -10, поскольку при 0 и тем более плюсе на лыжи прилипает снег, и скольжение плохое.
Для обучения скольжению детям требуется хорошо накатанная лыжня, не разбитая и не слишком широкая. Такую лыжню вы вполне можете прокатать и сами, проехав раз пять туда-сюда по целине, желательно - на плоском месте, вдоль дорожки, чтобы вы могли идти рядом с ребенком.

Для первых уроков понадобятся беговые лыжи - лыжи надо подбирать ребенку по росту. Не большие, но и не маленькие. Острый конец лыжи должен упираться в ладонь поднятой кверху руки ребенка. Желательно - деревянные, хотя можно и пластиковые, и с нормальными креплениями, а не с ремешками. Важный момент: детям лет до 5 лыжные палки вообще не нужны. То же относится и к начинающим любого возраста - на нескольких первых занятиях лучше кататься без палок, тогда техника скольжения будет куда лучше.
Кататься рекомендуется не в валенках, а в ботинках с тупым носком. Носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3—4 см. Чтобы лыжи не соскакивали, сзади ботинок должен туго обхватывать пяточный ремень.. Что касается одежды и снаряжения, то и тут поначалу у родителей возникает немало вопросов. На первые лыжные прогулки одевайте ребенка как на обычное гулянье - он не будет так быстро бегать на лыжах, чтобы вспотеть. А маме лучше одеться особенно тепло, потому что малыши поначалу идут на лыжах совсем не быстро. 
При попытках скользить самостоятельно дети на первых порах с трудом удерживают равновесие, и заваливаются то вперед, то назад. Тут очень важно, чтобы ребенок не очень огорчался из-за этих падений, иначе он надолго забросит попытки освоить лыжи. Проще всего научить детей кататься в игровой форме, причем удобнее, если учиться будут сразу несколько детей.. Предложите им рисовать, то есть вытаптывать лыжами разные фигуры - веер, солнышко - и они сами не заметят, как научились разворачиваться на лыжах.
Когда ребенок будет уже уверенно стоять на лыжах и держать равновесие во время движения на буксире, поищите малюсенькую горочку, буквально несколько сантиметров уклона, чтобы малыш мог сам с нее скатиться. Потом начинайте учить его скользить не только на двух лыжах сразу, но и на каждой из них. Пусть сначала просто идет по лыжне, попеременно двигая ноги и стараясь не отрывать лыжи от снега. 

Научите ребенка забираться лесенкой на маленькие горки, а также разворачиваться на лыжах. Это очень способствует уверенному владению лыжами! 

Инструктор по ФИЗО

Кобякова Н.Ю.

Нетрадиционные формы физического воспитания детей

В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развивается его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Для успешного решения всех задач физического воспитания я считаю, что одним из необходимых условий является приобретение спортивного оборудования, а оно у нас есть. Имеется музыкально – спортивный зал с необходимым оборудованием: гимнастическая стенка с набором приставных досок и лестниц, дуги для подлезания, спортивные скамейки, канат, и мелкий спортивный инвентарь. Все это повышает интерес к физической культуре, развивает жизненно – важные физические качества, увеличивает плотность  НОД и позволяет с большой нагрузкой выполнять основные виды упражнений.

К физической культуре мы детей приобщаем постоянно, ежечасно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабляются мышцы, ухудшается общее состояние ребенка. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физическая деятельность, динамические часы, так же должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Особую значимость имеет режим дошкольника, чередование НОД с активным отдыхом: физкультминутки, дни здоровья, каникулы. Для этого необходимо использовать нетрадиционные формы физического воспитания детей, учитывая их возрастные особенности. К нетрадиционным методам я отношу такие мероприятия, которые помогают ребенку расти здоровым, закаленным. Это ходьба босиком по массажному коврику, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, релаксация – все это практикуется в нашем детском саду.

В детском саду хорошо поставлена работа с родителями. Выпускаются буклеты, памятки оформляется стенд для родителей, где печатается необходимый материал для работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье.

В целях развития и поддержания интереса детей к физической культуре важно позаботиться о подборе физического оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновления, внесения нового оборудования – все это помогает реализовать поставленные задачи в физическом воспитании детей. Одним из средств решения поставленных задач является использования нетрадиционного спортивного оборудования.

В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласт, крышки от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер – сюрпризов, шишки, каштаны. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в  общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях. Использование такого оборудования можно решить задачи физического воспитания не только в условиях ДОУ, но и в семье, вне зависимости от материального положения.

Используя нетрадиционные методы в физическом воспитании детей можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижение заболеваемости, подарит детям радость в движении.

Инструктор по ФИЗО

Кобякова Н.Ю.

 

Развиваем музыкальные способности

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, радиопередач, песен в грамзаписи, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем только родственная.

Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки – тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.

Музыкальные игрушки:

  • Колокольчики
  • барабан, бубен
  • дудочка
  • металлофон, муз. шкатулка, шарманка

До-ре-ми: развиваем музыкальные способности

Процесс занятий с крохой музыкой подразумевает развитие чувства ритма, музыкального слуха, а также речи, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук и координации движений. Конечно, обучения в игровой форме больше всего нравятся малышам. Изучая животных, покажите ему картинку с изображением щенка и взрослой собаки и спросите, как они «говорят». Обязательно прокомментируйте ответ: «Щенок скулит звонко, а взрослая собака лает более грубо, низко». Или другой пример: «Как жужжит жук? - глухо. А как пищит комарик? - тонко, высоко». При этом можно показать рукой контрастность звуков: высоко - поднять ладошку вверх на вытянутую руку, низко - опустить руку. Для освоения звуков также можно использовать колокольчики, бубны, бутылочки и баночки, наполненные различными крупами, камешками, мелкими деталями. Проследите, чтобы они были плотно закрыты и содержимое не рассыпалось. Ритм мелодии можно осваивать с помощью хлопков или топанья ножками. Показав, как это делается, на громкий звук, хлопая в ладоши и усиливая интонационно и голосом, кроха, прочувствовав, повторит ваши действия. Попросите ребенка самостоятельно отстучать ритм.

Очень четко с раннего возраста ребенок определяет характер музыки. Если она веселая, задорная, он тут же пускается у мамы на руках вприсядку, если тихая, мелодичная - притихает. При прослушивании музыки с детками постарше необходимо уточнять детали звучания песни, мелодии. Пусть ребенок, услышав мелодию, извещающую о приходе на мамин телефон смс, расскажет о ней - веселая, грустная, тихая, громкая.

Не обязательно сидеть на стульчике, вслушиваясь в звучание, можно и нужно танцевать, скакать мячиком-непоседой или кружится листочком на ветру. Мотив и слова первых разучиваемых детских потешек, песенок лучше выбирать незатейливыми и простыми, чтобы маленькому человечку было проще запомнить. Полезной будет предварительная беседа та тему песни, показ картинок, пение самих родителей, что, несомненно, заинтересует малыша и ему захочется повторить за вами. Тогда и слова легко запомнятся и освоение мелодии не вызовет больших затруднений. И даже если малыш поет что-то не так, не перебивайте его, ведь он только учится. Когда в вашем арсенале музыки уже будет запас песенок, поиграйте в угадывание мелодии. А также сочиняйте их сами. Это очень весело. Например, положите на музыку стишок, выученный ребенком. Или создайте домашний оркестр, используя в роли инструментов крышки от кастрюль, лотки, фломастеры. Поначалу это будет мало напоминать мелодичные перезвоны, но в любом деле главное - терпение!

Создать бесплатный сайт с uCoz