Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе - это своеобразие интеллектуального развития ребёнка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Психологическая готовность включает в себя:

  • личностную готовность;
  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную.

Личностная готовность включает в себя:

  • умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и своё поведение, умение воспринимать учебную задачу);
  • умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других);
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители.

Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребёнка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчёт не берётся. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают ребёнка работать на "оценку" и всё больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность.

Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребёнка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:

  • "...потому, что...";
  • "...если..., то...";
  • "..., поэтому...".

Учите ребёнка задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать "подумай".

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребёнка это пересказ. После чтения задайте ребёку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребёнок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, сперези от..., сзади от..., ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к..., дальше всего от... и т.д.

Моторика руки.

Как можно больше и чаще предлагайте ребёнку лепить, рисовать, вырезать, конструировать. При этом не только готовится рука вашего ребёнка к овладению письмом, но и развитие речи.

Психологическая готовность к обучению в школе - это желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, это определённый уровень развития мышления, памяти, внимания.

Как правило, компонентц готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение также должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребёнка.

Электронные игрушки, компьютерные игры не многофункциональны, они не оказывают достаточного влияния на развитие интеллекта.

Психика ребёнка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

Важен не объём знаний ребёнка, а их качество. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребёнок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в неё включиться.

 

 

Психологическая готовность ребенка к школе

 

      По мере приближения в жизни ребенка школьных лет, родители задаются вопросом – как готовить ребенка к школе и готово ли к ней мое чадо?
Критерии подготовки, как правило, разнятся – кто-то считает, что важно отдать не раньше семи лет, кто-то полагает, что важнее навыки чтения и счета, кто-то ориентируется на физические показатели, здоровье и т.д.
Безусловно, каждый критерий важен, но один, сам по себе, может  не означать  готовности вашего малыша стать учеником.
    Например, отлично читающий и пишущий для своего возраста шестилетка, которому «уже скучно в саду»  может быть не готов к школе,  если ему пока еще сложно вести себя произвольно – то есть собственной волей регулировать свое поведение.
Кстати говоря, именно к 7 годам возрасту, выбранному  в качестве начального школьного, созревают отделы головного мозга, ответственные за волевую регуляцию поведения и другие важные процессы, обеспечивающие психологическую готовность к школе и успешность учебы. 
    С другой стороны, существует масса примеров детишек шести лет, прекрасно собой владеющих и семилеток, пока еще неуспешных в школе просто потому, что.. им еще не захотелось учиться.
А что значит не захотелось? Надо – значит надо – скажете вы.
    На самом деле – нет. Проснувшееся ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ – один из важнейших показателей настоящей психологической готовности ребенка к школе. Более того – придти к этой потребности учиться, заменив ее потребность играть – норма для любого малыша , описанная психологическая закономерность и знак, что – вот, пора в школу.
Итак, давайте запомним, что один из самых важных для взрослых и самый важный для детишек признак психологической готовности к школе – это смена ведущей деятельности ребенка с игровой на обучение. Обычно это происходит как раз к семи годам. А что такое ведущая деятельность? Это не просто детская прихоть или «элемент роста». Это деятельность, в которой ребенок растет и развивается, и для каждого возраста она своя, для младенцев это – эмоциональное общение с близкими, для дошкольников – игра, для школьников   - обучение. Эта деятельность жизненно необходима малышу, чтобы расти, именно в ней он проходит все необходимые этапы роста и получает все необходимые навыки и умения.
   Приблизительно (в среднем) к 7 годам малыш «вырастает» из игры как ведущей деятельности. Она перестает удовлетворять все его интеллектуальные, эмоциональные потребности. Он начинает чувствовать некий «интеллектуальный голод», жажду узнавать новое, увеличивать и систематизировать свои знания о мире и находить свое место в этом мире. Вот и произошла смена ведущей деятельности. И где, как не в школе, можно начинать удовлетворять новую жажду?
   Школа  -  не просто источник новых знаний, школа – это социальная среда со своими жесткими правилами и расписаниями. И для успеха в школе недостаточно только интеллектуального компонента, о котором мы говорим. Важен и социальный компонент. Ваш школьник должен включиться в новую среду и стать ее полноправным членом. Для этого он должен  знать «правила игры», уметь встраиваться  в коллектив и взаимодействовать с его членами.  Иными словами, к началу обучения школе у ребенка должна быть выработана социальная позиция школьника – важный показатель психологической готовности к школе.
Малыш должен уметь и знать:
 - как ведут себя ученики ( как раз то самое произвольное поведение, о котором мы говорили: слушать учителя и выполнять его требования, подчиняться школьному расписанию, не вставать без разрешения на уроке и просто быть в состоянии высидеть урок за партой, выполнять все классные и домашние задания и т.д.)
 -  как общаться с учителем и как воспринимать его и его поведение (ребенок должен правильно оценивать профессиональную роль учителя. Например, даже самый любимый первый учитель – это не всепрощающий  и постоянно уделяющий внимание близкий человек, а учитель, задача которого – учить целый класс. Или: учитель оценивает не прошлые достижения, а вот это конкретно выполненное задание и обижаться за плохую оценку в этот раз – не правильно)
 - как общаться с одноклассниками и другими школьниками (сюда можно включить умение дружить, совместно выполнять коллективную работу, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и т.д.)
 - воспринимать себя как школьника (в идеале, ребенок должен чувствовать ответственность за собственный процесс обучения, гордиться своей ролью ученика, стремиться достичь успеха в школе).
Сформированность социальной позиции школьника (и, соответственно, уровень готовности к школе) зависит и от возраста (ну невозможно от ребенка пяти с половиной лет требовать неподвижного нахождения за партой в течение 45 минут), и от среды. То, как значимые взрослые относятся к новой, школьной роли своего малыша, во многом может определить, будет ли к началу школы сформирована его социальная позиция или нет. Самый замечательный вывод из данной идеи состоит в том, что родители могут помочь ребенка сформировать эту позицию. Как? Начиная готовить ребенка к школе задолго до того, как он туда запишется. И подготовка будет заключаться не только (и не столько) в обучении счету и чтению, а, во –первых,  в воспитании тех навыков и умений, которые помогут малышу «безболезненно»  и успешно включиться в школьную среду, во-вторых – в формировании  в его сознании позитивного образа школы и школьника.

 

   Какие же навыки помогут человечку стать школьником? Просмотрите, пожалуйста, еще раз составляющие социальной позиции школьника и попробуйте ответить на этот вопрос сами для себя.  Умение соблюдать режим и выполнять правила – это гарант легкости вхождения в школьный режим. Умение ставить перед собой задачи, выполнять их – это залог успеха всего процесса обучения (и об этом важном умении ниже мы поговорим подробнее). Умение общаться, делиться, договариваться, отстаивать свое достоинство, не задираться и т.д. – это гарантия того, что отношения с одноклассниками сложатся. А воспитывать все эти навыки в игровой, ненавязчивой форме можно задолго до наступления семи лет.

   Чем раньше родители поймут, что однажды малышу придется стать членом коллектива, новой социальной среды, и во многом от них будет зависеть, станет ли малыш успешным и полноправным ее участником, тем лучше. Ведь нужные навыки не закладываются в один день. Выполнять правила и жить « по режиму» под присмотром мамы можно и за неделю, но делать это самостоятельно, по своему почину – на это нужно время и время.
Означает ли вышесказанное некую идею в духе «чем лучше вымуштруешь, тем лечге будет в школе» и вполне обоснованное сопротивление родителей «хочу, чтобы мой ребенок был не солдатом, а свободной личностью»? 
Полагаем, присвоение необходимых навыков общения с социумом  как своих и свободное, осознанное исполнение, и есть среда роста свободных личностей. Кроме того, быть успешным в собственно учебном процессе гораздо легче, если процесс социальной адаптации проходит успешно. Все мы помним, как тяжело дается учеба, когда что-то не ладится со школьными друзьями или даже недругами , учителями и т.д. Кстати говоря, корни  всех «не хочу в школу!», «надоело, скучно там!», «учитель – плохой!» находятся  именно в этой области – или несформированности социальной позиции школьника или проблемам с школьной средой. И  корни многих чисто учебных проблем – там же.
Давайте вернемся к тому, как еще мы можем помочь малышу внутренне подготовиться к школе. Помните, мы говорили про формирование позитивного образа школы? Школа должна представляться малышу неким очень интересным и привлекательным местом. Где получают новые знания, находят новых друзей ( порой – на всю жизнь), узнают невероятно количество всего интересно и столько же интересного учатся делать. Ваши рассказы о своем школьном прошлом ( разумеется, только хорошие), «правильные» книги и фильмы о школе ( отличный вариант – старые советские фильмы), совместный тщательный выбор школьной атрибутики и, самое главное, демонстрация вашего уважительного отношения к новой школьной роли ребенка – все это помогает малышу «настроиться на нужный лад». Ни в коем случае нельзя пугать школой, возможными неуспехами или неудачами в ней « Как пойдешь в школу, если ( читать не умеешь.. дружить не можешь.. встаешь с кровати по полчаса..), тебя там засмеют ( двойки будут ставить, наказывать, выгонят)».
В идеале ваш малыш к началу школы, в том числе с вашей помощью, должен обладать определенными мотивами, побуждающими успешно учиться. Мотивационная готовность  - еще одна важная составляющая психологической готовности ребенка к школе. Мотивы могут быть познавательными ( когда ребенок, как мы уже говорили, хочет и нуждается в интеллектуальности деятельности), социальными ( когда малыш хочет занять свое место в той среде, в  которой находится, хочет общаться и получать оценку и одобрение), мотивами достижения ( когда человек стремится к результату: или  к достижению успеха или к избеганию неудачи)
И еще одна важнейшая составляющая психологической готовности к школе – произвольное поведение ученика. То есть такое поведение, когда ребенок сознательно формирует намерения и достигает целей. Без произвольного поведения процесс обучения будет крайне затруднен. Ведь ребенок должен уметь долго трудиться, выполнять школьные задания согласно правилам, делать то, что требует учитель, позже – самостоятельно контролировать свой процесс обучения. 
Во многом формирования  такого поведения – вопрос физиологии, лобные отделы мозга, отвечающие за тот процесс, формируются только к 7 годам. Однако взрослый, находящийся рядом с ребенком, в состоянии помочь малышу формировать волевое поведение. Волевое поведение – это формирование цели и процесс ее достижение. Дети 6-7 лет не всегда осознают свои цели, процесс их достижения зависит от трудности задания и мотивов. Поэтому задача взрослого:
- ставить перед ребенком цели, в достижении которых он заинтересован ( «надо» должно быть ребенку, а не вам или учителю),
- обязательно помогать в процессе достижения, если ребенок просит,
- учить справляться с трудностями, не бросать дело при их появлении,
- стремиться к достижению результата.
-контролировать и проверять себя.

   Итак, как мы видим, готовность ребенка к школе – это, прежде всего, готовность психологическая и психофизиологическая. Из этого не следует, что интеллектуальная подготовка – дело совсем ненужное. Нужное, безусловно, особенно с учетом сегодняшнего темпа обучения и постоянно усложняющихся программ в школе. Однако при подготовке к школе ребенка  ваше внимание как минимум должно быть распределено между тем, как подготовить малыша интеллектуально и психологически, социально. Кстати говоря, правильно подобранные и составленные общеобразовательные занятия вполне способствуют этой социально-психологической подготовке. Удачи!

 

Создать бесплатный сайт с uCoz